Понедельник, 29.04.2024, 11:33
Неофициальный сайт жителей МО
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
<">
Разделы дневника
Культура [6]
История [5]
События [1]
Юмор [0]
Разное [1]
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 104
Главная » 2008 » Декабрь » 4 » Бородинский бой русской культуры
Бородинский бой русской культуры
21:26

Событие в новейшей отечественной истории культуры: у российских музейщиков появился повод для осторожного оптимизма! 5 декабря, в Совете Федерации состоится заседание Совета по государственной культурной политике при председателе Совета Федерации на тему: «О состоянии отечественных музеев-заповедников и законодательном регулировании их деятельности», сообщает пресс-служба Верхней палаты российского парламента.

Откроет и проведет заседание, - читаем далее в сообщении пресс-службы, - председатель Совета Федерации Сергей Миронов, а участие в нем примут члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, заместитель министра культуры Российской Федерации Андрей Бусыгин, директор Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия Юрий Веденин, члены Общественной палаты РФ, представители федеральных и региональных органов власти, научных и общественных организаций, руководители музеев-заповедников...


О тревожной ситуации (в некоторых заповедниках – критической), вызванной, прежде всего, отсутствием должной законодательной базы, речь идет давно. В частности, проблемам несанкционированных застроек (или – полусанкционированных, когда в разрешенном к строительству проекте нарисовано одно здание, а на земле выстроено совсем другое: в законодательстве не прописан механизм контроля за воплощением проекта в жизнь…) в непосредственной близости от мемориальных усадеб в Государственном музее-заповеднике А.С. Пушкина «Михайловское» было посвящено заседание Ученого совета еще в 2006 году. Тогда на высказанные боли музейщиков горячо откликнулась пресса (см. например, публикации «Дяди самых честных правил» в российской газете «Культура» от 6 апреля 2006 года или «Новые русские соседи Александра Сергеевича» в псковской «Городской газете» от 11 апреля того же года), но не чиновники и не законодатели. Впрочем, чиновника-временщика понять легко: земля вокруг ухоженного, «намоленного» музейного места – лакомый кусок, ее можно продать за хорошую цену (и с хорошей мздой, добавим в скобках).

В пострадавших – отнюдь не только Пушкинский заповедник: уродливыми бетонными заборами новых русских соседей взяты в кольцо литературные музеи-усадьбы в Москве и в Подмосковье, в Санкт-Петербурге и в Ленинградской области. «Это беда не только "Михайловского". И "Ясная Поляна", и "Спасское-Лутовиново", и "Мелихово", и другие знаменитые российские музеи, - горько признает Георгий Николаевич, - в борьбе за сохранение своего культурного пространства терпят поражение за поражением. Причина тому очевидна: музеи-заповедники и музеи-усадьбы, будучи одной из исторических русских форм учреждений культуры, до сих пор не значатся "на картах" нашего законодательства. В результате на территории музея-заповедника, - объясняет директор "Михайловского" Георгий Василевич, - есть земли категорий мыслимых и немыслимых. И когда мы, например, ссылаемся на ту статью, которая регламентирует порядок пользования "...особо ценными землями, в пределах которых имеются природные объекты и объекты культурного наследия, представляющие научную и историко-культурную ценность...", наши оппоненты апеллируют к другой статье Земельного или даже Градостроительного кодекса».

На нынешнем Ученом Совете Пушкинского заповедника, членами которого, помимо собственно музейщиков «Михайловского», являются представители ведущих музеев России, а также литературоведы и искусствоведы, педагоги и работники аппаратов администраций разных уровней из Москвы, Санкт-Петербурга, Пскова, Пушкинских Гор – вплоть до советника министра культуры Российской Федерации, всего порядка сорока специалистов различных отраслей, речь снова зашла об этой катастрофически больной, но так и не решенной проблеме. За эти годы ситуация в «Михайловском» лишь обострилась.   

С одной стороны, из-за отсутствия достаточной законодательной базы всяческие сложности начинаются уже на стыке действий, производимых Министерством культуры и Министерством природных ресурсов Российской Федерации. Классический пример привел в своем выступлении на февральских научных чтениях нынешнего года в «Михайловском» Андрей Андреев - тогда начальник службы по охране памятников и историко-культурных территорий Пушкинского заповедника. Он рассказал, что в Пушкинском заповеднике, в задачи которого, что называется, по определению («историко-литературный и природно-ландшафтный») входит изучение и хранение как мемориальных и художественных, так и природных объектов, в том числе и культурного ландшафта, безумно сложно… соединить деньги, которые идут по линии двух министерств – на любые цели (так было, например, когда в «Михайловском» инициировали создание проекта очистки озера Кучане). По тому, что прописано в нашем законодательстве для «просто музеев», заповеднику не хватает уставных возможностей, чтобы работать с другими структурами, не входящими, может быть, в культурологическое научное сообщество, подытожил Андрей Эльфович. А ведь без привлечения специалистов народного хозяйства, без привлечения специалистов-природников, без проведения научных исследований в сфере народного хозяйства и природопользования музей-заповедник существовать не сможет.    

С другой стороны, добавляют проблем и местные власти. Примером тому - хотя бы вопиющий по своей сути факт: оспаривая границы заповедных территорий, районная администрация своим документом отменила Постановление Правительства Российской Федерации (!!!) от 1995 года: дескать, там, наверху, может, и не в курсе, а мы тут не в тех экономических условиях уже давно живем!..    

Экономические условия, в которых сегодня оказались люди, живущие в Пушкиногорском районе (не только по вине местной администрации, конечно, но и не без ее «радения»), на заседании Ученого совета были замечательно охарактеризованы коротким диалогом. «Какой потенциал есть у остальной земли, принадлежащей району? - напрямую спросила у заместителя главы районной администрации Екатерины Катаевой советник министра культуры Российской Федерации Тамара Гудима. - Не суть - о 95 или о 90 процентах от всей территории района идет речь. Чем занимается население, живущее на остальной территории?»    

«На пятьдесят процентов люди заняты производством сельскохозяйственной продукции», - ответила советнику министра и всему Ученому совету заместитель главы, не уточняя, говорит она о промышленном производстве или об обычном огородничестве на пропитание себе и детям, живущим кто в Пскове, кто в Петербурге. И тут же торопливо добавила, что более 4 тысяч живущих в районе – люди пенсионного и предпенсионного возраста.    

«То есть 90 процентов территории не имеет потенциала?» – жестким вопросом подытожила Тамара Гудима, и возразить ей Екатерина Катаева не смогла. 

Ситуация тем парадоксальнее, что фактически Пушкинский заповедник является районообразующим предприятием и, так или иначе, в его работе и в обслуживании потока туристов занят более чем каждый пятый работоспособный житель района. «С поправкой на разность курса рубля, - доложил Георгий Василевич Ученому совету, - ежегодный вклад в экономику района со стороны музея равен бюджету района». И далее: «Благодаря деятельности Пушкинского заповедника, за последние 14 лет в район привлечено более двух миллиардов 800 тысяч рублей, которые непосредственно вложены в музейные объекты, объекты инфраструктуры, землю, выплачены в виде заработной платы пушкиногорцам». Но известно, что у нас бывает с птицами, несущими золотые яйца…

И вот уже в проекте Концепции развития Пушкинского заповедника на 2009-2037 годы, в перечне 18 основных проблем, от решения которых, в первую очередь, зависит сохранение и развитие уникальной музейной территории, читаем: «…отсутствие направленности интересов администрации района на эффективное использование ресурсов района, в том числе музейного ресурса» - и даже совсем уж неожиданное, горькое: «…противоречие между культурными задачами, решаемыми Пушкинским заповедником, и интересами жителей района, не занятых в музее», - а журналист из центра, впечатлившись (просторечное слово «просто ошалев» куда точнее описывает естественное состояние человека, впервые столкнувшегося с подобными «местными реалиями»…), ставит над своей, по существу, точной и грамотной публикацией кричащий заголовок «Пушкинский заповедник "Михайловское" находится на грани исчезновения» («Российская газета», 3 декабря 2008 года) в надежде: может, хоть после такого обратят чиновники внимание, сделают хоть что-то?!!
   

В Пушкинском заповеднике, однако, работают великие труженики и оптимисты. Концепция, принятая на Ученом совете, как уже упоминалось, предполагает общий план развития более чем на четверть века – с грандиозным объемом работ по комплексной реставрации, дальнейшему музейному строительству, развитию системы музейных экспозиций (среди них - и создание экспозиции музея литературных героев «Граф Нулин» в восстановленной усадьбе Дериглазово, и создание системы экспозиций по теме: «Пушкин и история Псковской земли» в восстановленных постройках на городище Воронич, и другие экспозиционные проекты). Среди более чем тридцати проектов и программ – проекты создания университета «Михайловское», школы-семинара переводчиков художественной литературы, ряд археологических проектов. Есть здесь и проект сохранения исторической части пушкиногорского села Велье, где по сей день целы 19 (!) памятников федерального значения (в том числе 4 купеческих комплекса, 10 крестьянских и церковных домов конца XIX - начала XX века, могильник, селище…) и где при этом живет порядка двухсот человек, так что недавно заповеднику даже пришлось ходатайствовать перед областной администрацией, чтобы школу в Велье не закрывали…

  Есть программа помощи престарелым и неимущим сотрудникам «Михайловского». Есть программа «Милосердие к детям» с созданием международного центра социальной и медицинской реабилитации для ребятишек, пострадавших от войн и катастроф на месте бывшего имения «Лысая Гора» - на берегу реки Великой, в живописном месте, удаленном от основных туристических маршрутов. А на месте утраченных исторических населенных пунктов по их внешнему образу, но с современными удобствами нужно воссоздавать туристические и доброхотские избяные деревни: ведь «…представить территорию только из церквей и усадеб, во всей ее полноте – как территорию живую, невозможно», - убежден директор «Михайловского» Георгий Василевич. И добавляет, что «к тому же - …это один из проверенных способов защиты территории - воссоздание на ней построек» - и это опять о том же, о наболевшем…   

 Но, может, и вправду лед тронулся, и с завтрашнего заседания в Совете Федерации начнется все же движение законопроекта о музеях-заповедниках – законопроекта, который, к слову сказать, давно подготовлен и лежит «наверху» не первый год. Не одни музейщики «Михайловского» получили сегодня повод надеяться: в России сегодня 103 музея-заповедника и 41 музей-усадьба, среди которых – «Ясная Поляна» и «Спасское-Лутовиново», Соловки и Кирилло-Белозерский музей-заповедник, военно-исторический музей-заповедник Бородино…     

 И нам, как в тот день под Бородино, потерять эту армию - потерять Россию. 

Алина ЕГОРОВА для ПсковИнформбюро

http://newspskov.ru/news/kultura/19308/

Обсудить на форуме

Категория: История | Просмотров: 608 | Добавил: Элберет | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Календарь
«  Декабрь 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
test
Copyright MyCorp © 2024